Обслуживание газового котла


Пользователи газового отопительного оборудования часто задаются вопросом — для чего нужно ЕЖЕГОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ (СЕРВИСНОЕ) ОБСЛУЖИВАНИЕ газового котла  и какие работы проводятся во время этого сервисного обслуживания? Предлагаем разобраться с этим.

Но сначала, кратко коснемся  юридической стороны вопроса:

— в соответствии с Постановлением Правительства РФ N549 от 21.07.2008г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» «…пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутри домового или внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о его техническом обслуживании и ремонте»;

— все фирмы-производители газового отопительного оборудования прямо указывают на обязательность регулярного технического обслуживания. Например, согласно сервисной политики итальянской фирмы BAXI: «…для поддержания эффективной и безопасной работы Вашего котла необходимо его ежегодное техническое обслуживание специализированным сервисным центром», а известный немецкий производитель отопительного оборудования VAILLANT в своих инструкциях отмечает: «…условием длительной эксплуатации, надежной и безопасной работы, а также продолжительного срока службы является ежегодное техническое обслуживание аппарата сертифицированным специалистом».

Почему же на ТО газового отопительного оборудования обращается такое особое внимание? Назовем, по крайней мере четыре причины:

  • во-первых, газовый котел рассчитан на ежедневную работу, а в отопительный период он эксплуатируется круглосуточно, с максимальной нагрузкой. Такая интенсивная работа неизменно приводит к повышенному износу узлов и деталей и, как следствие, может привести к их поломке. Вряд ли кому-то доставит удовольствие остаться без отопления и горячего водоснабжения. Для предупреждения возникновения такой ситуации и проводится ежегодное обслуживание газового котла. Главная задача ТО – заранее выявить узлы и детали, которые требуют ремонта или замены, и тем самым свести к минимуму риск поломки и остановки газового котла, особенно в отопительный сезон. Поэтому работы, связанные с ТО, рекомендуется проводить в летний период. К сожалению, очень немногие пользователи регулярно обслуживают свои котлы, пока это не слишком поздно, и тогда приходится платить за дорогостоящий ремонт или даже за новый котел.
  • во-вторых, невыполнение или ненадлежащее выполнение ТО негативно сказывается на эксплуатационной безопасности котла, что создаёт реальную опасность травмирования или материального ущерба, по причине возгорания, взрыва, разрыва системы отопления и тому подобное. Качественное ТО газового оборудования – это гарантия  его безопасной работы.
  • в-третьих, грамотное обслуживание обеспечивает наиболее экономичную работу газового котла и всей отопительной системы в целом, что значительно экономит Ваши деньги. Если Вы начинаете замечать изменения в эффективности газового котла, то это хороший повод, что бы запланировать техническое обслуживание.
  • и последний, немаловажный аргумент в пользу необходимости  проведения ТО. Все компании, производители газовых котлов, предоставляют гарантийный срок на оборудование —  два года (24 месяца), со дня ввода его в эксплуатацию. Но важно знать, что при отказе клиента от проведения технического обслуживания по истечению года эксплуатации, гарантийные обязательства на данное газовое оборудование заканчиваются.

Из каких работ складывается сертифицированное сервисное техническое обслуживание? Рассмотрим это на примере перечня обязательных работ при проведении ежегодного технического обслуживания настенного газового котла с закрытой камерой сгорания :

  • внешний осмотр подсоединений системы подачи воздуха/отвода дымовых газов;
  • слив теплоносителя с отопительного контура газового котла, проверка мембранного расширительного бака и предварительного давления в нем. При необходимости подкачка;
  • демонтаж, очистка от загрязнений, вентилятора отвода дымовых газов и  устройства Вентури. Обратный монтаж;
  • очистка пылесосом от загрязнений внутри камеры сгорания;
  • проверка, наружная чистка, контроль целостности теплообменника;
  • демонтаж, чистка, контроль газовой горелки. Обратный монтаж;
  • демонтаж, контроль, чистка, регулировка расположения электрода розжига и ионизации;
  • заполнение теплоносителем греющего контура газового котла, контроль рабочего давления в системе отопления;
  • проверка герметичности всех гидравлических подключений греющего контура и контура подготовки горячего водоснабжения;
  • проверка розжига и процесса горения;
  • проверка входного статического и динамического давления газа;
  • проверка, настройка (при необходимости) максимального и минимального давления газа на горелке;
  • проверка герметичности компонентов газового тракта ;
  • проверка работоспособности предохранительных устройств и систем безопасности;
  • консультации по правильной и безопасной эксплуатации газового котла;

Если выше перечисленные работы включены в перечень и выполнены, то это значит, что сервисное обслуживание газового котла выполнено специалистами привлеченной организации действительно качественно.

Самостоятельно проводить сервис газового котла не только запрещено, но и невозможно. Для этого нужно пройти специальное обучение, получить допуск к выполнению таких работ именно на Вашей марке котла, иметь профессиональный инструмент и опыт. Определение технического состояния газового котла невозможно без специальных приборов: – газоанализатора, мультиметра, детектора утечек, дифференциального манометра. Всё это должно быть у специалиста сервисной компании.
Вызвать мастера